Главный тренер карагандинского «Шахтера» 51-летний словак Йозеф Вукушич в эксклюзивном интервью ProsportKz.kz рассказал о своей работе в Африке, Ливии и Казахстане, дружбе с Вайссом, почему Тавамбу нельзя сбрасывать со счетов и почему от него не нужно ничего требовать.
– Пан Йозеф, после матча с «Кайратом» в 5 туре КПЛ вы сказали, что для вас чемпионат только начался. Что вы имели в виду?
– Это касалось не только положительного результата, что мы в гостях отобрали очки у «Кайрата». Наша команда новая и молодая. До начала КПЛ не было много времени на 100 процентов подготовить команду к сезону. Я был уверен, что со временем мы будем достигать положительных результатов. Для нас было очень важно в Алматы выиграть или заработать одно очко. Это только начало для нас. В матче с «Кайратом» вы видели, как действовал «Шахтер». С уверенностью можно сказать, что на таком потенциале игроков можно построить сильную команду.
– Вы очень хорошо говорите на русском. Значит, ваши подопечные прекрасно понимают ваши слова и что вы от них требуете?
– Это правда. Когда была Чехословакия, с Советским Союзом наши страны были как братья. 12 лет в школе мы изучали русский. Потом 20-25 лет я не говорил по-русски. Но где-то в голове знания остались. Нет, у меня не было «пятерки» по русскому языку, но учительница требовала от нас. Могу говорить и писать, и это очень важно сейчас, когда я работаю в Казахстане. Ребята меня хорошо понимают и с этим никаких проблем не возникает. По дисциплине тоже нет никаких проблем. Я прошел обучение и получил свою тренерскую лицензию в Германии, не в Словакии. Мне нравится голландская методика, поэтому я много работаю по ней. Много комбинаций, передач, техническая работа. Я вижу, что для многих в команде это что-то новое. Но они молодцы, и понимают, что от них требую. Считаю, что всегда полезно футболистам работать много с мячом. Думаю, с этим составом «Шахтера» мы еще много очков наберем.
«Я не хочу брать в команду футболиста только для галочки, потому что он просто нужен. Мне нужен тот, который подходит по всем параметрам»
– Голландскую елочку 4-3-2-1 тоже будете использовать в КПЛ?
– Не обязательно. Мы спокойно играем и по другим тактическим схемам. Мы часто используем схему 4-3-3, однако тактику на игру выбираем с учетом соперника. Если игроки смогут до конца понять эту тактику и свои действия, то можно в будущем показывать отличный футбол.
– У вас в команде один ярко выраженный нападающий Андрей Финонченко. Не тяжело ли «Шахтеру» с таким единственным форвардом, ведь Андрею в июне уже исполнится 34 года?
– Вы видели Тавамбу, который играет в «Кайрате»? Это мой игрок. Я его долго тренировал. Помог ему из Африки перебраться в Словакию. В четырех клубах был его тренером. Да, я хотел такого игрока видеть в «Шахтере». Не получилось. Он слишком дорого стоит. В Словакии он был лучшим бомбардиром. В «Кайрате» ему сделали более заманчивое предложение, чем мы могли себе позволить. Мы еще будем думать, кого взять на эту позицию. Андрей, безусловно, хороший нападающий, но он в команде такой один. У нас есть молодые ребята, но по типологии они совсем другие. В Казахстане многое зависит от физических кондиций футболиста. Я не хочу брать в команду футболиста только для галочки, потому что он просто нужен. Мне нужен тот, который подходит по всем параметрам. У нас еще будет возможность заявить одного легионера-нападающего.
– Если задержаться на мгновение на Тавамбе, «Кайрат» интересовался у вас по поводу данного нападающего?
– Нет. Тавамба через своего агента попал в «Кайрат». Когда я нашел его, брал во все команды, с которыми работал. Так он впервые в своей карьере оказался в Европе. Я хорошо знаю потенциал Тавамбы, и он еще покажет свою лучшую игру. Он уже играет по-европейски, у него хорошая «физика» и техника.
– Если вспомнить матч «Шахтера» с «Кайратом», то когда была замена на Тавамбу, весь стадион свистел. Кажется, ненароком фанаты вспомнили незабитый пенальти в Уральске.
– Это сейчас свистят, а скоро они влюбятся в него. Я знаю этого игрока, он много работает над собой. Он может играть на нескольких позициях и самое главное – забивать голы. Незабитый пенальти – это всего лишь несчастливый момент.
«Я хорошо знаю потенциал Тавамбы, и он еще покажет свою лучшую игру. Это мой игрок»
– Значит, в летнее трансферное окно вы будете подыскивать форварда-легионера?
– Казахстанец или легионер – все это одно. В Казахстане есть дефицит с хорошими нападающими. Мне нужен форвард, который подходит под игровую модель «Шахтера» и условия команды. Я хочу работать с теми игроками, которым не терпится прогрессировать.
– Для вас матч с «Кайратом» был сверхважным, учитывая титулованость алматинцев?
– Да, это был очень важный матч, «Кайрат» – хорошая команда. Мы долго готовились к нему, чтобы отобрать очки у соперника. Можно сказать, этот поединок был и принципиальным. Нужно было получить определенный результат. Это важно, когда в твоей команде много молодых. Все влияет на их психологию. Они не будут играть уверенно, если не будет очков. Так что в матче с «Кайратом» мы выиграли уверенность для наших ребят. Ясно, что это одно очко ничего не значит, если мы дома не подтвердим свою уверенность. Нужно выигрывать дома и сделать положительную серию, чтобы продолжать спокойно работать с «Шахтером».
– Вы поработали в Африке, Европе и даже в Ливии. Можете привести несколько значимых отличий казахстанского футбола от всех упомянутых?
– Мне нравится в Казахстане. Здесь есть большой потенциал. Здесь хорошие условия. Много клубов для игроков, есть базы и стадионы. Конечно, не все в одинаковых условиях. Кто-то из-за погодных и климатических условиях вынужден играть не на своем поле. Да, у вас многие играют на искусственном поле, такого в Европе уже не встретишь. Европа для всех является эталоном, и нужно стремиться в своем развитии стать похожим на европейский футбол во всех сферах. У «Астаны» и «Кайрата» фантастические условия. Можно с уверенностью сказать, такие как в Европе, и порой даже лучше. И у этих клубов есть достижения. Это пример и для других участников КПЛ. Да, ваша сборная по футзалу отлично выступила на ЕВРО и скоро полетит на чемпионат мира в Колумбию. Но нужен результат по футболу. «Астана» сыграла в группе Лиги чемпионов. «Кайрат» хорошо выступил в квалификации Лиги Европы. Караганда была не так давно представлена на групповой стадии Лиги Европы. Это очень важно для популяризации казахстанского футбола. Таким образом, казахстанцы могут попасть в европейские чемпионаты и становиться настоящими европейскими профессионалами своего дела. Вы же видите, что значит Тимощук и Аршавин для футбола. Я не хочу критиковать казахстанский футбол. Я не вправе. Я совсем недавно здесь, меня хорошо встретили, и я еще мало с чем ознакомился. Мне приятно, что руководство «Шахтера» со своей стороны делает все возможное для нашей работы. Я рад, что оказался в Казахстане. Для меня это новый опыт.
– Где выше уровень судейства: в Африке или Казахстане?
– Уровень судейства в Казахстане выше по сравнению с Африкой. На самом деле я не люблю говорить о судьях.
– Когда вы пришли в «Шахтер», директором значился Владимир Нидергаус, который позже покинул свой пост. Вам не пришлось подписывать контракт дважды?
– Я с ним познакомился в Казахстане. Но мне уже до этого говорили, что было бы здорово, если бы я начал работать в вашей стране. У меня сложились хорошие рабочие взаимоотношения как с прежним руководством, так и с предыдущим. Контракт дважды я не подписывал. Я делаю свою работу и не отвлекаюсь на то, что вне моей компетенции.
«Конечно, нам не будет хватать нашего бюджета. Но мы играем в футбол, где деньги не всегда играют определяющую роль»
– От вас требуют, чтобы «Шахтер» попал в первую шестерку?
– От меня не надо требовать. Я сам хочу туда попасть. Для меня важно, чтобы моя команда играла на пределе своего потенциала. Думаю, что мы играем в другой футбол. Все работают на «физику», а мы предпочитаем делать акцент на технике. Именно с таким футболом мы хотим иметь успех. У нас есть цель и мотивация. И первая шестерка является для нас ориентиром. Я рад, что наше руководство помогает нам в достижении таких целей.
– У «Шахтера» один из самых низких бюджетов среди клубов КПЛ. Сложно будет, опираясь на такую сумму, бороться за элитные места?
– Если честно, то, конечно, нам не будет хватать этих средств. Но мы играем в футбол, где деньги не всегда играют определяющую роль. Да, если у тебя много денег, то ты можешь купить больше легионеров, у которых качество отличное. Но у нас другая философия: готовить молодых футболистов.
– «Шахтер» может стать подобием нынешнего «Лестера»?
– Думаю, может, но не сейчас. Начало чемпионата для нас стало очень сложным. У нас не было так много времени, чтобы идеально подготовиться к сезону и уже в первом круге дать хороший результат. Мы работаем, от игры к игре будем прибавлять.
– У того же «Кайрата» ух ты какие легионеры, а старт сезона вышел невзрачным.
– Мы все можем, но место «Кайрата» вверху, рядом с «Астаной» и «Иртышом». «Кайрат» сам должен решить свои проблемы. Я не хочу туда лезть. Все мы знаем, что «Кайрат» заслуживает бороться за титул.
– Какие у вас отношения с Владимиром Вайссом?
– Нормальные. Мы одного возраста. Он с Братиславы, я – из восточной Словакии. Мы знакомы много лет. Но не Владимир советовал мне приезжать в Казахстан. У меня был вариант еще из арабского мира. Я ни с кем не обсуждал свое будущее. А потом я оказался в Казахстане, когда все знали, что Влада больше не будет здесь. Я побывал в таких частях мира, что теперь сам понимаю, куда иду и в какой стране смогу работать.
«Кайрат» сам должен решить свои проблемы. Я не хочу туда лезть. Все мы знаем, что «Кайрат» заслуживает бороться за титул»
– В Словакии считают Владимира Вайсса героем нации? И как страна в целом следит за своими специалистами, работающими, например, в Казахстане?
– Владимир сделал лучший успех со словацкой сборной, когда вышли на ЧМ. Все знают, какой Вайсс хороший специалист. Вы знаете, что у него не были хорошие отношения с медиа. Потому и мало кто писал и освещал, какой он сильный тренер. Поэтому через СМИ общественности не была передана правильно и как надо вся работа Влада. Он – герой страны. Впервые как Словакия наша сборная попала на ЧМ в Африку, где я работал. Встретил команду и Влада. Был счастлив, что мы добились такого успеха.
– Как вы работали в Ливии, там же постоянно какие-то военные конфликты?
– Я никогда не был в Ливии, несмотря на то, что тренировал ливийскую команду. Мы играли в группе Лиги чемпионов в Африке. Ситуация в стране была сложной, и поэтому чемпионат так и не начался. Мы тренировались в Тунисе, Египте, Иордании. Ходили разговоры, что чемпионат начнется не в Ливии, но он так и не начался. В жизни самое важное – это жизнь. И та напряженная ситуация в Ливии подсказывала, что там опасно работать. Я должен был совмещать работу в клубе с должностью директора ФЦ, где были суперусловия. Но жизнь Ливии распорядилась иначе.
– Откуда у вас такое стремление к адреналину: Африка, Ливия, теперь и Казахстан?
– Я уже говорил, что получил тренерскую лицензию в Германии. В этой стране я был 7 лет. Я – первый тренер из Словакии, который получил там лицензию. Есть теперь еще один тренер-земляк, который отучился в Германии. Стоит сказать, что эта немецкая лицензия самая лучшая в мире. Именно она побуждает все время учиться, работать и набираться международного опыта. Отсюда и вытекает ответ на ваш вопрос (улыбается).